Обзор беззеркальных фотоаппаратов Nikon 1. Технические особенности, работа с камерами и аксессуары

Выбрать регион доставки»
Подбор фотокамеры по параметрам

Обзор беззеркальных фотоаппаратов Nikon 1. Технические особенности, работа с камерами и аксессуары

Напоминаем, что в первой части обзора мы рассмотрели историю возникновения камер серии Nikon 1, их корпус, внешний вид и эргономику. Сегодня на очереди технические особенности, качество снимков, а также рассказ об уникальном автофокусе и быстродействии камер.

 

Технические особенности

В мире зеркальных аппаратов размеры светочувствительных матриц уже давно стали константой. Есть полноформатные матрицы (их размер равен стандартному пленочному кадру), есть кропнутые, причем коэффициент этого кропа одинаков на всех моделях одного производителя. Например, у зеркалок Nikon он составляет 1,5.

Рынок беззеркалок еще не состоялся, и тут нет пока общепринятых размеров. Sony и Samsung используют сенсоры с кропом 1,5, Olympus и Panasonic - 2, а Pentax вовсю выпускает беззеркалку с размером матрицы как у мыльницы и кропом 5,6. В этой связи было интересно, что выберет Nikon.

Компания пошла своим путем и придумала для серии 1 абсолютно новый размер - 13,2×8,8 мм, что соответствует кропу 2,7, как раз между остальными беззеркалками и Pentax Q. Кстати, название серии - «1» - это не только красивый маркетинговый ход, но и размер матрицы в дюймах по диагонали.

Кадр с Nikon 1 на 800 ISO (полноразмер можно скачать здесь)

На первый взгляд такой размер кажется необоснованным, но более детальное изучение вопроса показывает, что конкретные цифры инженеры Nikon взяли не с потолка. Во-первых, компании очень не хочется, чтобы беззеркалки стали конкурентами ее зеркальным камерам. Трехкратная разница в площади матрицы снимает эту проблему, по качеству снимков Nikon 1 оказывается заведомо хуже даже простеньких зеркалок. Во-вторых, уникальную скорострельность Nikon 1 на матрице большого размера реализовать было бы невозможно. Так что размером сенсора компания сразу дает своему аппарату емкую характеристику - в качестве снимков он конкурентам уступит, зато возьмет свое в других параметрах.

Так ли плоха матрица Nikon 1? Понимая, что при малом физическом размере большое количество пикселей лучше не устанавливать, инженеры ограничились отметкой в 10 миллионов. Даже как-то и не верится, что в 2011 году кто-то решился на выпуск аппарата с разрешением всего 10 Мпикс. Ведь у среднестатистического пользователя в голове еще жив миф, что чем больше пикселей, тем лучше аппарат. На самом деле 10 Мпикс вполне хватает для повседневной съемки, но у Sony NEX мегапикселей 24, и как объяснить пользователям такую разницу, никоновским маркетологам еще предстоит подумать.

Кадр с Nikon 1 на 1600 ISO (полноразмер можно скачать здесь)

При этом даже низкое разрешение не особо решило проблему: матрица у Nikon 1 все равно шумная. Шумы начинают появляться на ISO 400, на ISO 800 хорошо заметны, а значение 1600 если и можно назвать рабочим, то с большой натяжкой. В целом ситуация с шумами хуже, чем у конкурентов, что, впрочем, и ожидалось. Не слишком большие у камеры динамический диапазон и детализация, но и тут ничего удивительного нет.

Однако вместе со средненькой матрицей в корпусе камер скрывается новейший двухъядерный процессор EXPEED 3, который позволяет обрабатывать данные с 600 Мпикс за секунду. Это не просто рекорд в классе, это рекорд среди фотоаппаратов вообще. Даже такие монстры, как Canon 1D mark IV и Canon 7D, оснащенные двумя процессорами, медленнее. С такой производительностью камера предлагает уникальную скорострельность. С работающим следящим автофокусом аппараты могут снимать до 10 кадров в секунду (для сравнения, профессиональная репортажная зеркалка Nikon D300s даже с батарейным блоком делает только 8 fps), а если автофокус отключить, то Nikon 1 способны снимать до 60 (!!!) кадров в секунду. Тут, собственно, и сравнивать не с чем, потому что такой скорости до Nikon 1 предложить не мог никто (во всяком случае, при съемке с полным разрешением).

Кадр с Nikon 1 на 3200 ISO (полноразмер можно скачать здесь)

60 fps при творческом подходе творят чудеса. Можно заснять, как лопается шарик, разлетаются брызги, проходят быстротечные химические процессы. Человеческий глаз не может воспринимать информацию с такой скоростью, поэтому без преувеличения можно сказать, что Nikon 1 могут снять «невидимое». Стоит, правда, заметить, что эту фишку серьезно ограничивает размер буфера: зараз камеры могут сделать серию не более чем из 13 снимков. То есть начало съемки нужно подбирать с филигранной точностью, ведь на скорости 60 fps Nikon 1 до паузы будут снимать 0,2 секунды.

Nikon 1 позволяет быстро снимать не только фото, но и видео. Аппараты поддерживают разрешение Full HD и скорость 60 fps. Правда, развертка будет чересстрочной, но если понизить скорость до 30 fps, доступна и прогрессивная развертка. Доступна она и на 60 fps, но тогда разрешение придется снизить до 1280x720. Впрочем, если разрешение снизить еще сильнее, то открывается возможность вести запись на поистине фантастических скоростях: при 640х240 - 400 fps, а при 320х120 - аж 1200 (!!!) кадров в секунду. Конечно, запись при таком разрешении назвать качественной сложно, но каковы возможности для высокосерийной съемки!

Видео аппараты Nikon 1 снимают весьма высокого качества: используются современные кодеки, приличный автофокус, есть запись стереозвука, хотя возможность подключения внешнего микрофона отсутствует. Есть у Nikon 1 очень классная функция: во время съемки видео можно сделать полноразмерную фотографию, при этом ролик не будет прерван и запись продолжится как ни в чем не бывало.

На этом уникальные вещи в камерах не заканчиваются. Очень пристального внимания заслуживает автофокус. Уже стало нормой, что в беззеркалках используется медленный контрастный способ фокусировки, потому что традиционный фазовый в них установить почти невозможно (подробнее об этом мы говорили здесь), однако инженеры Nikon смогли решить эту проблему, разместив фокусировочные коллиматы прямо на матрице. Камеры семейства «1» - первые беззеркалки, которые сочетают фазовый и контрастный автофокусы. В контрастном больше точек (аж 135), но переключаться на него никакого желания не возникает - настолько хорошо работает фазовый. В фазовом точек тоже много, даже очень много - 73. Для сравнения, в топовых аппаратах Nikon (D3x, D3s, D700) коллиматов «всего» 51. Не будет преувеличением сказать, что фокусируется Nikon 1 на уровне дорогих зеркалок: быстро, четко, почти безошибочно - и уверенно наводит резкость не только на улице, но и в помещении.

Объективы для Nikon 1

Для Nikon 1 компания создала новый байонет, который получил название NIKKOR 1. На данный момент для него выпущено четыре объектива (в скобках мы привели пересчитанное фокусное расстояние для стандартной 35-миллиметровой пленки): штатный 10-30(27-81)/3,5-5,6, телевик 30-110(81-297)/3,8-5,6, «блинчик» 10(27)/2,8, универсальный объектив (прежде всего предназначенный для видеосъемки) 10-100(27-270)/4,5-5,6.

Кроме того, Nikon в качестве дополнительного аксессуара предлагает переходник для своей зеркальной оптики байонета F. Это очень здорово, но есть два нюанса: во-первых, автофокус будет работать только с моторной оптикой, а во-вторых, на кропе 2,7 обычные никоновские объективы поменяют свои функции. Так, широкоугольный 35/1,8 станет портретником (95 мм), «полтинники» превратятся в умеренные телевики (135 мм), а какой-нибудь 180/2,8 заменит собой фоторужье (486 мм).

Nikon 1V получил рекордную для своего класса батарею по емкости - 1950 мА·ч. Однако при этом прожорливость аппарата оказалась такой, что с одного заряда он может сделать только 600-700 снимков даже в экономичных режимах. Примерно столько же может сделать Nikon D3100 с батареей 1050 мА·ч. У 1J как раз такой (на 1050 мА·ч) аккумулятор, и с ним камера «умирает» через 250-300 снимков. Издевательски мало.

Из технических особенностей еще хотелось бы рассказать о встроенной вспышке модели 1J (у 1V ее нет вообще). Вспышка оригинально расположена и забавно выглядит, но ее характеристики навевают уныние. Ведущее число (параметр, показывающий мощность) у нее равно 5. Для сравнения, встроенная вспышка среднестатистической зеркалки имеет ВЧ 13, а нормальные внешние вспышки - 30-40. Понятно, что вспышка 1J очень маломощна. Ее сил хвататит только на то, чтобы подсветить ближайший объект, не говоря уже о фоне. Учитывая, что внешнюю вспышку приспособить к 1J невозможно в принципе, а работу на высоких ISO трудно назвать удовлетворительной, в условиях слабой освещенности владелец 1J окажется в непростой ситуации.

У 1V встроенной вспышки нет, но там есть возможность использовать внешнюю.

 

Особенности работы с камерой

Для сверхбыстрых камер Nikon 1 на удивление долго включаются - почти три секунды. Зато после включения аппараты сразу готовы на скоростные подвиги. Для традиционных снимков нужно перевести положение диска выбора режимов на зеленую пиктограмму, а потом еще долго настраивать через меню, а вот две интересные возможности камеры можно реализовать прямо с диска выбора режимов.

«Интеллектуальный выбор снимка» обозначается пиктограммой с белым фотоаппаратом. В нем камера очень быстро делает пять кадров (настолько быстро, что глазом это заметить невозможно), а потом выбирает лучший. Критерий выбора один - четкость картинки, и тут с логикой никоновских инженеров не поспоришь. А если фотографа результат выбора не удовлетворил, он может вызвать на экран все пять снимков (камера все равно их сохраняет) и вручную выбрать тот, что ему понравился больше всего. Функция, в общем-то, не нова, но феноменальная скорость Nikon 1 позволила реализовать ее гораздо эффективнее.

А вот пиктограмма волны на диске выбора режимов обозначает абсолютно новую функцию для фотоаппаратов. Название ее в переводе звучит странно, поэтому мы назовем ее «живой снимок». Суть в следующем. При полунажатии спуска аппарат начинает запись. Именно это компания сделала основной рекламной фишкой камер - мол, они снимают раньше, чем фотограф об этом подумает. На самом деле все сложнее. Запись в буфер ведется, но на флешке остается только полноформатный снимок, сделанный в момент полного нажатия кнопки. А зачем же камера начала запись раньше? А помимо фотоснимка она сохраняет еще и видеофайл, который начинается за секунду до нажатия кнопки, а завершается через секунду после нажатия. На выходе получается снимок, в котором мы видим как бы замедленное движение. Более того, с помощью клавиши F мы к такой зарисовке можем выбрать звуковое сопровождение. Жаль нельзя использовать свои композиции, а выбирать только те, которые есть у аппаратов. Их там всего четыре - под условными названиями «Красота», «Волны», «Релаксация» и «Нежность». В файл звук писаться не будет, он нужен только для воспроизведения «живых» фотографий на дисплее камеры.

Дополнительное оборудование

Описание режима у нас получилось несколько сумбурным, но это тот случай, когда лучше один раз увидеть. В принципе «живые» снимки могут быть весьма интересными. Проблема только в том, что просмотреть их на компьютере можно только через специальную программу - стандартные вьюверы их не берут.

В режиме просмотра кадров камеры Nikon 1 используют все те же пресеты, что и другие модели компании. Снимки могут выводиться или на весь экран или мелкими, но с разнообразной съемочной информацией. Управление осуществляется кнопками навипада и колесиком из этих кнопок. Масштабируются снимки с помощью рычажка-«качалки».

Отметим, что в Nikon 1 почти нет никаких инструментов для постобработки снимков. Не то чтобы это минус (все равно на компьютере обрабатывать гораздо быстрее и удобнее), просто тенденция последних лет была такова, что производители чуть ли не «фотошоп» в камеры встраивали, а Nikon 1 оказался в этом плане аскетом.

Как мы уже отмечали, так называемого легкого меню у камер нет (что кажется весьма существенным недостатком), но стоит признать, что основное меню получилось довольно «легким». Нет никакой анимации, цветных аляпистых пиктограмм - серый фон, простые надписи. Плюс и в том, что пунктов в меню не очень много - запутаться сложно. Правда, кое-где хромает перевод. Автор этого материала долго размышлял над тем, что может скрывать пункт «Непрерывная». Оказалось - режим работы затвора.

 

Выводы

Много интересных и необычных камер выходит в последнее время, но по экзальтированности до Nikon 1 другим далеко. В аппаратах этой серии причудливым образом переплетены уникальные скорость и автофокус с не самым высоким качеством снимков и откровенно провальной эргономикой. Причем весь этот «компот» продается по весьма «невкусной» цене: 1J с китовым объективом стоит около 19 тысяч рублей, а 1V в такой же комплектации около 26 тысяч рублей. За такую сумму можно купить полноценную зеркалку, а в случае с 1V еще и не самую плохую. Но у Nikon 1 есть свои козыри - компактность и феноменальная скорость.

Кем же нам видятся потенциальные пользователи Nikon 1? Во-первых, абсолютными новичками, которые хотят фотографировать нажатием одной кнопки, не вдаваясь в настройки. Собственно, другим способом на эти аппараты фотографировать сложно, частая настройка параметров превращает съемку в мучение, но если не заморачиваться, то и проблем не будет.

Во-вторых, это, как ни странно, профессиональные фотографы, у которых есть другая техника и которые купят Nikon 1 для специфических задач или в качестве второй камеры. Фотосъемка со скоростью 60 fps в творческих руках может дать поистине фантастические результаты. Плюс для этого типа покупателей и в том, что с камерами без каких-либо технических проблем можно использовать профессиональные никоновские объективы.

Но вот покупать Nikon 1 в качестве единственного аппарата на все случаи жизни творческому фотографу мы бы не рекомендовали. Во всяком случае, пока цена не упадет.

18.07.2012 Александр Нечаев

Все статьи


Подбор фотокамеры по параметрам
Обсуждение:
12.10.2012
Все верно, только снимать ночной город на iso 3200, как-то не правильно, даже для того что бы показать шумы. Штатив и iso 100 совсем другое дело.
Оставить комментарий
Подберите фотоаппарат из 78 предложений
Торговая марка / бренд фотокамеры


Обзоры и тесты

Обзор фотоаппарата Nikon D5100. Технические особенности и работа с камерой

Камера Nikon D5100 вышла всего полгода назад, но уже успела завоевать расположение многих фотографов. В этом материале мы подробно рассматриваем техническую начинку модели: матрицу, автофокус, систему экспозамера, рассказываем о качестве работы режима LiveView и видеосъемке, а кроме того, сравниваем D5100 c прямым конкурентом – Canon 600D.
  • Комментариев: 5
  • Голосование: +155

Обзор фотоаппарата Nikon D3200. Технические особенности и работа с камерой

Из всех технических особенностей новой зеркалки Nikon D3200 наибольший интерес вызывает матрица. 24 мегапикселя в любительском сегменте – такого еще не было. Нужен ли любителю такой арсенал, не стало ли чрезмерное количество светочувствительных точек причиной падения качества изображения и какая оптика нужна для новой камеры, мы рассуждаем во второй части обзора.
  • Комментариев: 1
  • Голосование: +118

Обзор фотоаппарата Nikon D700. Технические особенности и работа с камерой

Оснащенный матрицей от профессионального D3, Nikon D700 в свое время стал первым аппаратом с более-менее доступной ценой, который мог давать хорошую картинку на ISO 6400. Уважение внушали работа автофокуса и видоискатель «семисотки». Прошло уже три года, и Nikon готовится к скорому выпуску D800. Но «семисотка» до сих пор не устарела. Почему – вы узнаете из второй части обзора.
  • Комментариев: 2
  • Голосование: +96

Обзор фотоаппарата Nikon D90. Внешний вид, органы управления, технические особенности

Nikon D90 стал одним из самых популярных зеркальных фотоаппаратов последних лет. Модель выпущена огромным тиражом и на протяжении уже трех лет хорошо продается. Почему D90 оказался таким популярным, какие функции в нем были реализованы, как пользоваться этим весьма продвинутым аппаратом – мы рассмотрели в этом материале.
  • Комментариев: 4
  • Голосование: +48

Обзор фотоаппарата Fujifilm X-А3

Любительские камеры Fuji менее популярны, чем продвинутые: в своем классе они чуть дороже конкурентов и это сказывается. Ситуацию попробует исправить фотоаппарат X-A3, который тоже не так уж и дешев, но получил новую матрицу и стал заметно функциональнее. Каковы перспективы новой камеры, кому она будет интересна и в каких компонентах сильна – мы рассказываем в нашем обзоре.
  • Голосование: +16

Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T2

Про отдельные элементы X-T2 мы уже рассказывали в других обзорах камер Fuji, но захотелось все объединить в один материал, ведь «двойка» активно стремится на рынок коммерческого фото, а это серьезно. Может ли она соперничать с полноформатными зеркалками, чего удалось достичь инженерам по части качества фото и автофокуса и кто является главным конкурентом камеры – мы рассказываем в этом обзоре.
  • Комментариев: 1
  • Голосование: +5

Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Технические особенности и работа с камерой

X-T20 сделан по знакомой поклонникам Fuji схеме – инженеры и маркетологи взяли флагманскую модель X-T2 и «отрезали» ненужные с их точки зрения для фотографа-любителя функции. Насколько «щедры» они были при этом, снимает ли X-T20 хуже прародителя и стоят ли эти изменения разницы в цене между X-T2 и X-T20, мы рассказываем во второй части обзора.
  • Голосование: +8

Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Внешний вид и органы управления

От Fuji X-T20 ждут многое, ведь эта камера является прямым продолжением очень удачной и с маркетинговой, и с технической точки зрения Fuji X-T10. При этом внешне камеры почти не отличаются. Что нового в продолжателе серии, не растерял ли он уникальное соотношение цены и качества и на какую категорию фотографов рассчитан – мы рассказываем в первой части обзора.
  • Голосование: +7

Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Технические особенности и работа с камерой

Новый OM-D E-M1 mark II – это выставка достижений Olympus, самая крутая камера, на которую способна компания. Ее функции впечатляют, особенно сумасшедшие возможности серийной съемки и обработки снимков. Но хватит ли этого, чтобы привлечь фотографов, которые могут позволить себе недешевый аппарат? Об этом мы рассуждаем во второй части обзора.
  • Голосование: +4

Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Внешний вид и органы управления

OM-D E-M1 mark II – это новый флагман линейки Olympus, который позиционируется как камера для профессиональной съемки. Это серьезная заявка, ведь людям, которые зарабатывают фотосъемкой, нужен надежный и очень удобный инструмент. Соответствует ли Olympus OM-D E-M1 mark II этим критериям – мы изучаем в первой части обзора.
  • Голосование: +4

Все статьи в рубрике «Фотоаппараты»

Размещение товарных предложений Личный кабинет

Карта раздела

© 2008 - 2024   ООО «Поиск-Подбор», г. Москва, ул. Кантемировская, д. 58