Арсенал для макрофотографа

Выбрать регион доставки»
Подбор фотокамеры по параметрам

Арсенал для макрофотографа

Макрооборудование

Макрофотография - особый род фотографического искусства. Выделяется он не только специфическими требованиями к навыкам фотографа, но и большим количеством оборудования, используемого исключительно в этом виде фотографии. Оборудование это почти всегда дорогое и очень тяжелое в использовании, но без него хороших фотографий не получить. Если вы решили заняться макросъемкой, то без изучения обширной «матчасти» не обойтись, и мы в этом вам немного поможем, рассказав, что и для каких целей хранится в рюкзаках гуру макрофотографии. Все эти «примочки» можно применять как по одной, так и в комплексе.

Фотоаппарат

Фотоаппарат, наверное, единственное техническое устройство, которое роднит макрофотографов с остальными любителями фотографий. Никакие особые функции головного устройства для макро не нужны, а критерии выбора точно такие же, как и для других видов съемки. Есть только одна особенность. 

Макрофото - единственная область фотографии, где приличные результаты можно получить незеркальными фотоаппаратами. Дело в том, что мыльницы могут фокусироваться на очень маленькой дистанции от объекта, что для макро оказывается очень кстати. Масштаб изображения, учитывая крохотные размеры матриц мыльниц, будет достаточным для того, чтобы получить интересные фото. Кроме того, макрофотографам в мыльницах помогает их конструктивная неспособность работать с большой ГРИП (глубиной резко изображенного пространства). Если в зеркальных аппаратах нужно постоянно решать проблему чрезмерной размытости фона, то на мыльницах ее просто нет - весь снимок резкий. Ну и последнее преимущество - цена. Зеркальный аппарат с комплектом оборудования стоит в несколько десятков раз дороже.

Увы, но использование мыльниц в макрофото ограничено качеством получаемых фотографий. Если любителя, только решившего шагнуть в мир макрофото, оно первое время будет устраивать, то увлеченного этой тематикой фотографа и уж тем более профессионала - нет. Улучшить качество снимка на мыльницах невозможно: объективы несменные и большинство «примочек» (за исключением макролинз) к камере прикрутить нельзя. Поэтому самые лучшие макрофотографии все равно делаются на зеркальные камеры, несмотря на то что это дороже и сложнее. Если вы планируете заняться макрофото всерьез, то без зеркалки не обойтись.

Объектив

«Обычные» объективы зеркалок совершенно не пригодны для съемки макро. Они имеют большую дистанцию фокусировки и маленький масштаб изображения. Снятый на подобные объективы макрообъект окажется мелким пятном в центре снимка, ни о каком увеличении речь идти не будет. Причем это в равной степени относится как к дешевым китовым объективам, так и к топовым стоимостью несколько тысяч долларов - просто у них другое назначение. Для макросъемки нужен специальный макрообъектив. Их существует превеликое множество. Различаются они качеством, характеристиками, фокусным расстоянием и ценой, но все умеют делать одно - давать изображение в масштабе 1:1. Это означает, что при максимальном увеличении можно снять объект, равный размеру матрицы (24х36 для полноматричных и около 16х22 для кропа). Даже мелкое насекомое с таким увеличением можно сфотографировать во весь кадр.

Сейчас в некоторые стандартные объективы производители стали встраивать функции макро, однако на замену традиционных макрообъективов они не претендуют. Масштаб у таких «универсалов» в лучшем случае 1:2. Для полноценного макро это мало.

Стоимость современных макрообъективов начинается с $350 за простенькие модели сторонних производителей и переваливает за $1000 за топовые «стекла» именитых брендов. Для желающих сэкономить есть альтернатива - использовать старые отечественные макрообъективы. Их советская фотопромышленность оставила после себя немало: «Вега-11», «Волна-9», «Рубинар», «Вега-5», «Индустар-100» - и множество других. За 2-5 тысяч рублей на любой фотобарахолке можно приобрести экземпляр, который по качеству изображения не уступит современным «стеклам», правда, у него однозначно не будет автофокуса, а диафрагму придется выставлять прямо на объективе.

Если не говорить о старых моделях, то макрообъективы - единственная возможность фотографировать в сфере макро с использованием современных достижений науки и техники: автофокусом, экспозамером, стабилизатором изображения. За это приходится расплачиваться приличной ценой этих устройств.

Макролинзы

В череде приспособлений, которые превращают обычные объективы в макро, макролинзы самые простые и дешевые. Конструктивно они похожи на светофильтры и крепятся так же - на резьбу. Макролинзы работают подобно оптическим очкам, приближая объект съемки к объективу.

Рабочие характеристики макролинз указываются в диоптриях. Наиболее распространенными являются макролинзы +1, +2, +4, +10 диоптрий. 10-диоптрийные макролинзы дают большое приближение. Макролинзы выпускают как производители оптики, так и производители фильтров, поэтому в продаже их очень много. Макролинзы удивительно дешевы, уже за $30 можно купить линзу известного бренда. Широкое распространение линз сдерживает их главный недостаток - они снижают качество изображения. С использованием линз, во-первых, появляются серьезные искажения, во-вторых, существенно падает резкость по краям кадра.

Удлинительные кольца

Еще на заре фотографирования было подмечено, что масштаб изображения будет больше, если увеличить расстояние от объектива до светочувствительного элемента аппарата (пленка или матрица). Так появились удлинительные или, как их еще называют, макрокольца. Конструктивно очень просты - банальный цилиндр без линз. Они устанавливаются между объективом и аппаратом и смещают диапазон фокусировки: на бесконечность с кольцами уже не наведешься, зато появляются макровозможности. Исторически сложилось, что в комплект обычно входят три кольца с разной длинной. Их можно устанавливать по одному или все вместе, тем самым регулируя величину эффекта. Конечный масштаб изображения зависит от используемого объектива, но обычно три кольца достигают 1:1 или даже выше. Естественно, макрокольца можно использовать в комплекте с макрообъективом. Тогда масштаб будет гораздо выше.

Условно все удлинительные кольца можно разделить на две группы - с электроникой и без. Вторая группа дешевле и распространеннее, однако вносит существенные ограничения в процесс съемки. Фотограф лишается автофокуса, экспозамера и даже электронного управления диафрагмой. С такими кольцами лучше использовать объективы, на которых ее можно менять механически. Комплект таких колец можно купить за 1000 рублей. С суммы 4500-5000 рублей стартуют цены на кольца с электроникой, которые в большинстве случаев позволяют сохранить автоматические системы управления фокусом, замером и диафрагмой. Правда, конкретный список работающих опций для каждого набора аппарат - кольца - объектив будет свой.

Макрокольца никак не улучшают изображение, а в некоторых случаях даже ухудшают, заставляя объектив работать в нехарактерном для себя фокусном диапазоне, однако они могут превратить любой объектив в макро, а у исконных «макрушников» существенно увеличить масштаб изображения. Вкупе с невысокой ценой удлинительные кольца являются самым популярным макрооборудованием.

«Перевертыш»

Получить приличное увеличение можно абсолютно на любом объективе, если его перевернуть и нацепить на аппарат другой стороной. Технически это просто - выпускаются специальные переходники, которые с одной стороны крепятся к байонету, а с другой - позволяют накрутить объектив с помощью резьбы, которая предназначена для установки светофильтров. С помощью такого нехитрого приспособления в «макрушник» можно превратить почти любой объектив (за исключением очень больших и тяжелых, они на маленькой резьбе не удержатся, да и переходник на них найти почти нереально). «Перевертыш» - весьма дешевый способ получить макро с большим масштабом. Конкретные цифры зависят от используемого объектива, но они больше, чем классическое 1:1. Очень приличное макро можно получить даже с дешевыми китовыми стеклами, не говоря уже о фиксах и более дорогих зумах.

Использование перевернутого объектива очень демократичное решение, потому что снимает байонетные ограничения - под светофильтр резьба у всех одинаковая. В качестве «перевертыша» можно использовать абсолютно любой объектив, диаметр которого совпадает с переходником, в том числе и других систем. 

Перевернутые объективы были бы идеальным способом съемки макро, если бы не высокая трудоемкость процесса. Понятно, что с «перевертышем» не будет автофокуса, экспозамера, но с ним не будет и обычного механического фокуса, а установка нужной диафрагмы превращается в ритуальные танцы с бубном. Чтобы контролировать резкость, фотографу нужно самому перемещаться вперед-назад. Учитывая большой масштаб изображения, это воистину ювелирная работа: даже у признанных мастеров процент брака при съемке «перевертышем» очень большой. 

Макромех

Принцип работы макромеха тот же, что и у удлинительных колец, - он увеличивает расстояние от объектива до аппарата. Различие в том, что на макромехе с помощью специального регулятора это расстояние можно менять прямо в процессе съемки, кроме того, сам мех можно растянуть гораздо сильнее. Макромех тоже относится к оборудованию, использование которого требует от фотографа большого мастерства и опыта. Причина в очень большом масштабе изображения. Максимально «растянутый» макромех по увеличению запросто может конкурировать с простенькими микроскопами. С помощью него можно сфотографировать не только самое мелкое насекомое, но и даже отдельный его орган - вот насколько сильное увеличение дает макромех. Работа с фокусом в таких условиях требует очень большой точности.

Как и макрокольца, есть разные варианты макромеха - механические и электрические. Первые дешевле, но у них все съемочные параметры нужно выставлять вручную, вторые имеют электронные контакты и позволяют сохранить часть электроники, но стоимость их может показаться негуманной. Макромеха выпускают как известные бренды, так и молодые фирмы, поэтому разброс цен очень велик. Самый бюджетный вариант - покупка старого советского макромеха. Вкупе с резьбовыми объективами и переходником он позволяет получить очень приличный результат.

Макрорельсы

Макрорельсы незаменимы для тех, кто снимает с очень большим увеличением. ГРИП в таком случае настолько мала, что не спасет даже радикальное «зажатие» диафрагмы. Проблему можно решить, сделав несколько снимков, постепенно смещая фокус в разные точки объекта, а потом, с помощью специальных программ, собрать все в одну резкую картинку.

Чтобы получить хороший результат, смещение фокуса должно проводиться последовательно и с одним и тем же интервалом. Естественно, вручную это сделать невозможно. В таком случае на помощь приходят макрорельсы. Они никак не влияют на изображение, зато позволяют существенно повысить чувствительность фокусировки, а встроенная линейка - смещать фокус равномерно. Стоимость макрорельс не очень большая - простые модели можно купить за 2500 рублей. Для использования обязателен штатив.

Макровспышки

Несмотря на то что существует отдельный класс макровспышек, не все макрофотографы ими пользуются. Кто-то принципиально снимает только днем, когда света и так много, другие используют студийный свет (несколько разнесенных вспышек), и лишь у небольшой части макрофотографов можно заметить специализированную вспышку. Не способствуют распространению макровспышек их цена и конструктивные особенности: макровспышка стоит дороже, чем обычная того же бренда, а в других видах съемки ее использование довольно проблематично.

От обычных макровспышки отличаются формой: излучатели макровспышек располагаются вокруг объектива. Такая форма позволяет смягчить тени при съемке в лоб, кроме того, она делает совместимой вспышку со всем другим макрооборудованием. Если обычная вспышка может давать тень от объектива или удлинительных колец, то у макровспышки подобное практически исключено. В продаже есть не только отдельные макровспышки, но и целые комплексы, которые управляются проводным синхронизатором или через радиоканал.

15.06.2011 Александр Нечаев

Все статьи


Подбор фотокамеры по параметрам
Обсуждение:
12.08.2011
Оригинальная статейка, сначала сказать что мыльницами можно снимать макро, а потом рассказывать исключительно о способах съемок макро, зачастую настолько экзотичных что редкий фотограф с ними вообще сталкивается.
Мыльницы никак не для макро ибо мало света, хреновые фокусные расстояния и переменная длина объектива. Сказки про глубину резкости для совсем уж маленьких, ничего не мешает мне загнать диафрагму в 32 и получить ту же глубину резкости.
Кстати глубина резкости во всю картинку там не всегда важна, иначе как выделить передний план? Но все зависит от объекта съемки конечно.
Про перевертыш: это жуткое извращение еще и опасное для объектива, все эти хлипкие бесшумные моторы плохо переносят внешние нагрузки
В остальном неплохой обзор.
13.08.2011
С диафрагмой 32 на зеркале глубина резкости все равно будет меньше, чем на мыльнице :)(за редким исключением). Макро мыльницами снимать можно, потому как они фокусируются почти вплотную и все резко все равно, правда результат будет не ахти ("ибо мало света, хреновые фокусные расстояния и переменная длина объектива" :)), но техническая возможность есть, кого-то и это устраивает.
Для перевертышей обычно берут старые стекла по цене пару тысяч за мешок - ломаться там нечему, да и не жалко их если что.
Оставить комментарий
Подберите фотоаппарат из 78 предложений
Торговая марка / бренд фотокамеры


Обзоры и тесты

Обзор фотоаппарата Fujifilm X-А3

Любительские камеры Fuji менее популярны, чем продвинутые: в своем классе они чуть дороже конкурентов и это сказывается. Ситуацию попробует исправить фотоаппарат X-A3, который тоже не так уж и дешев, но получил новую матрицу и стал заметно функциональнее. Каковы перспективы новой камеры, кому она будет интересна и в каких компонентах сильна – мы рассказываем в нашем обзоре.
  • Голосование: +16

Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T2

Про отдельные элементы X-T2 мы уже рассказывали в других обзорах камер Fuji, но захотелось все объединить в один материал, ведь «двойка» активно стремится на рынок коммерческого фото, а это серьезно. Может ли она соперничать с полноформатными зеркалками, чего удалось достичь инженерам по части качества фото и автофокуса и кто является главным конкурентом камеры – мы рассказываем в этом обзоре.
  • Комментариев: 1
  • Голосование: +5

Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Технические особенности и работа с камерой

X-T20 сделан по знакомой поклонникам Fuji схеме – инженеры и маркетологи взяли флагманскую модель X-T2 и «отрезали» ненужные с их точки зрения для фотографа-любителя функции. Насколько «щедры» они были при этом, снимает ли X-T20 хуже прародителя и стоят ли эти изменения разницы в цене между X-T2 и X-T20, мы рассказываем во второй части обзора.
  • Голосование: +8

Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T20. Внешний вид и органы управления

От Fuji X-T20 ждут многое, ведь эта камера является прямым продолжением очень удачной и с маркетинговой, и с технической точки зрения Fuji X-T10. При этом внешне камеры почти не отличаются. Что нового в продолжателе серии, не растерял ли он уникальное соотношение цены и качества и на какую категорию фотографов рассчитан – мы рассказываем в первой части обзора.
  • Голосование: +7

Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Технические особенности и работа с камерой

Новый OM-D E-M1 mark II – это выставка достижений Olympus, самая крутая камера, на которую способна компания. Ее функции впечатляют, особенно сумасшедшие возможности серийной съемки и обработки снимков. Но хватит ли этого, чтобы привлечь фотографов, которые могут позволить себе недешевый аппарат? Об этом мы рассуждаем во второй части обзора.
  • Голосование: +4

Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 mark II. Внешний вид и органы управления

OM-D E-M1 mark II – это новый флагман линейки Olympus, который позиционируется как камера для профессиональной съемки. Это серьезная заявка, ведь людям, которые зарабатывают фотосъемкой, нужен надежный и очень удобный инструмент. Соответствует ли Olympus OM-D E-M1 mark II этим критериям – мы изучаем в первой части обзора.
  • Голосование: +4

Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M10 Mark II. Технические особенности и работа с камерой

Матрица с двойным кропом остается главной проблемой Olympus, но после теста E-M10 mark II мы убедились, что и с ней можно жить, если все остальное работает хорошо и отвечает современным требованиям. Чем в технической и электронной составляющих удивил нас фотоаппарат, а чем все-таки разочаровал – мы рассказываем во второй части обзора.
  • Голосование: +6

Обзор фотоаппарата Canon M10. Технические особенности и работа с камерой

Во второй части обзора относительно недорогой беззеркалки Canon M10 мы рассматриваем технические нюансы, ведь именно они и кажутся самой сильной стороной камеры. Как она снимает, быстр ли автофокус, на сколько хватает батареи и не стыдно ли постить видеоролики в блог? Ответы на все эти вопросы не так очевидны, как кажутся.
  • Голосование: +36

Обзор фотоаппарата Canon M10. Внешний вид и органы управления

Canon M10 скромно притаилась в прайс-листах крупных фотомагазинов, как бы не претендуя на лавры и славу. Однако если вдуматься, то сегодня эта камера – самый дешевый вариант купить беззеркалку с сенсором формата APS-C. Уже только этот факт заставляет посмотреть на нее очень внимательно. Насколько удобно и продуманно управление, каковы габариты и где искать ручные настройки – мы рассказываем в первой части обзора.
  • Голосование: +12

Все статьи в рубрике «Фотоаппараты»

Размещение товарных предложений Личный кабинет

Карта раздела

© 2008 - 2024   ООО «Поиск-Подбор», г. Москва, ул. Кантемировская, д. 58